Подмена понятий, лишение смыла, как это происходит?
А происходило и происходит это на наших глазах.
Раньше у нас в деревне про детей говорили: «несмышленый’, «несмышленыш».
На уроках даже «старые» учителя говорили детям, когда они выдавали ответ невпопад:
«Ничего ты не смыслишь!»
А молодые, учёные, интеллигентные, считали это слово архаизмом и говорили:
«Ничего ты не понимаешь!»
«Какой ты непонятливый»
Да и сами мы, стремясь быть образованными, культурными, подсмеивались над «устаревшими» словами, подтрунивая:
— Эх, ты, дерёвня!
Обесценивая таким образом, даже и не вникая в заложенный изначальный смысл.
Так вот, если посмотреть в суть:
«Понимать» — это о чём?
Ну понял и что дальше?
Для чего? В чём смысл понимания?
Чтоб дальше, как у Задорнова, «жить по понятиям»?
«Смыслить» — это не просто мысли, мыслительный процесс, это поиск смысла, или наделение смыслом того, о чём говоришь.
«Размышлять» перестали, стали «дУмать’.
«Просвещение» заменили «образованием».
Ну, или света стало достаточно, или светить не время было, стали изучать образы. Тоже неплохо. Только и их и в итоге уплотнили до плоского линейного восприятия.
Сначала спрашивали детей:
— Чему вас в школе учат?
— Что вы изучаете сейчас?
А потом стали говорить:
— Что вы в школе проходите?
Чувствуете разницу?
«Проходить» — это двигаться мимо.
О каких образах, о каких смыслах тут можно говорить?
Кстати, в наших деревнях и сёлах иконы назвали ОбразА.
И молитва была именно сонастройкой с образом, с его частотой.
Да каждое слово (не только эмоциональная окраска), тоже имеет свою частоту (и чистоту).
Следите речью, за тем, какими словами вы создаёте образы, какие они формируют смыслы, как вы звучите, на какой частоте.
Пришло время осмысления. Даже не осознания.
Зрите в корень, в поисках смысла.
Потому что, как говорится:
«Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.»
© Галина Суслина